Месхети. Южная Грузия
Я отправляюсь туда и снова вижу восьмиэтажный город-крепость Вардзиа. Я еду в Вардзию, и мне хочется увидеть не разрушенный временем и военными непогодами древний пещерный город-музей, а город, который трудится, смеется, поет. И мне уже начинает чудиться: в пещерах давят виноград, а когда закончен дневной труд, в кельях вспыхивают огоньки Свечей и летописцы раскрывают свои толстые фолианты, чтобы занести в них то, что случилось накануне в Вардзии, а может быть, во всей Грузии или во всем мире.
…Не так уж далека Месхети от Тбилиси — всего 215 километров. Этот путь легковая машина одолевает за каких-нибудь три-четыре часа. Всего 215 километров — и 800 лет! Путь из ХХ в XII столетие не одолеешь ни на «Волге», ни на воздушном лайнере! Мысль и фантазия человека— и те беспомощны здесь. Но, может быть, помогут нам летописцы — свидетели быстротекущих дней!
…Конец ХІІ века. Начало XIII. Содрогается мир. Кровь льется рекой. Крестовые походы. Цель освящена папой: освобождение «Гроба Господня» из-под власти «неверных», что значило овладеть сказочными богатствами стран Ближнего Востока.
Закованные в броню крестоносцы рушат, разоряют, грабят восточные города.
И вот именно в эту эпоху в Грузии появляется книга, воспевающая могучую, всепобеждающую силу братства и любви.—«Витязь в тигровой шкуре». Трудно представить себе узы дружбы более прочные, чем те, что связывали Тариэла, Автандила и Фридона.
Я думаю о человеке, который во мраке ХII века воспел братство народов, и горжусь тем, что его породила моя земля.
Шота Руставели — поэт прошлого и настоящего, поэт всех стран, всех народов и всех времен. Светом красоты и добра искрится каждая его строка - пламенная песнь о человеке, о том, что он рожден быть свободным, счастливым. Это первый луч Ренессанса, великого гуманистического движения, которое имело благородную цель — духовное раскрепощение человека. Не мог сей луч возникнуть из ничего. Был для этого источник. Были в Грузии ХII века предпосылки для этих идей. Дошло до нас и имя Иоан Петрици, грузинского философа XII века, и имена замечательных златоваятелей Бешкена и Бека Опизари. Не дошли, правда, имена зодчих, возводивших замечательные сооружения на месхетской земле. Но ведь дошли сами сооружения, и они говорят за себя!..
Летописи… летописи… летописи… К сожалению, они не оставили нам точных примет биографии гениального творца поэмы.
Зато много сказано о той, которую он воспел, которой посвятил свое гениальное творение. Тамар-царица предстает в летописях мудрейшей из мудрых правительниц страны: за тридцать один год царствования Тамар никто не был по ее повелению наказан плетьми, ни одного смертного приговора не подписала Тамар. Нельзя не заметить связи между этими обстоятельствами и проявлениями гуманных идей в литературе тех лет.
Конечно, Южная Грузия в ту пору была феодальной страной. Были здесь и междоусобицы и клерикальная реакция. Но путь передовых людей озаряло пламя добра. Зрели внутри страны силы, которые рушили твердыни религиозной и национальной ограниченности.
По дороге в Месхети есть древнее село Начармагеви. Летописец сообщает, что здесь, в этом селе, находилась летняя резиденция царей и что именно здесь произошло коронование царицы Тамар. Нет сомнений, что Шота Руставели присутствовал на нем.
Рассказ летописца совпадает с описанием поэта:
…и, лицом своим сияя, Тинатин
возвел отец,Возложил своей рукою на чело ее
венец,Дал ей скипетр и закутал всю во
злато и багрец,Все проникла взором дева,
проницая сонм сердец.
Шота Руставели писал то, что видел, то, что сам пережил, во что верил и чему служил. Наверно, потому и покоряет в его позме эта удивительная достоверность и фактов и чувств.
Месхети… Здесь каждый камень историей дышит.
Вот крепость Хертвиси, поражающая своей необыкновенно смелой и четкой конструкцией. Увидишь ее — и надолго останется она в памяти.
Я смотрю на причудливые массивы колоссальной пирамиды, на которой стоит Тмогвиская крепость, и думаю: какие же руки должны были возводить здесь сооружение, выдерживающее в течение многих веков осады врагов. Ведь Тмогви в ХII веке была резиденцией высших военачальников Грузии, и на нее покушались не раз. Но тверд был орешек.
И, наконец, Вардзиа. Летописец говорит: «…Кто пожелает, тот да узрит сам Вардзию и пещеры ее — сие дело рук царицы Тамар…» Вардзиа строилась при ней. Начата отцом ее, Георгием. в храме, высеченном в скале, сохранилась фреска: Георгий и Тамар стоят рядом. Надпись, относящаяся к Тамар, гласит: «Царь царей всего Востока, дочь Георгия, Тамар. Да будет долгой ее жизнь». Живописец писал ее при жизни, писал молодой. Ее энергией и властью построен город, который мог в случае осады спрятать пятьдесят тысяч жителей из окрестных сел. В этом городе были водопроводы и конюшни, церкви и погреба. Даже мельница! Даже аптека!
Вардзию строили руки безымянных зодчих, каменотесов и резчиков. Они же украшали ее стены росписью, одевали шершавый камень глазурованными плитами, убирали коврами, шелком и парчой. Именно потому, что были эти руки, появилась и Вардзиа. Именно потому, что были эти руки, цвели на каменистых террасах сады и зрели виноградники. Именно потому, что были эти руки, можно было отогнать назойливых притязателей на чужой лакомый кусок земли. И только они, эти простые, добрые руки, приносили благополучие отечеству, позволяли правителю быть мудрым, если он и в самом деле мудр, а певцу вручали лиру и те незримые крылья, которые поднимали его над всеми и позволяли парить мыслью в веках.
Журнал Огонек. Сентябрь 1964 год
Эта статья была опубликована в далеком 1964 году в журнале Огонек за сентябрь месяц. Автор Георгий Натрошвили, фото И. Тункеля.
Больше материалов о путешествиях мы публикуем в категории Trip на нашем сайте.